Песни из гигантского каталога
группы Rolling Stones наконец-то можно вполне официально скачать с
помощью онлайнового сервиса Rhapsody, принадлежащего компании Realnetworks.
Ближайшие две недели они будут доступны только там, а после появятся и у конкурентов, также зарабатывающих торговлей музыкальными записями через Интернет. Одна песня будет стоить в среднем 79 центов.
Чтобы выжать как можно больше из этих эксклюзивных двух недель, Realnetworks заключила контракт с крупнейшим американским розничным дистрибьютором Bestbuy. В магазинах этой торговой сети установят специальные киоски, где можно будет ознакомиться, как работает Rhapsody, и получить бесплатный
двухнедельный допуск к сервису (ежемесячный взнос за пользование Rhapsody составляет около шести долларов); EMI, владеющая правами на записи Rolling Stones, поддержит акцию своими недюжинными рекламными мощностями. Впервые продажа музыки через Сеть продвигается с таким шумом: громкое
имя "Роллингов" и совместные усилия трех гигантских компаний тому порукой.
Из великой тройки Beatles-Rolling Stones-Led Zeppelin "Роллинги"
стали первыми, кто позволил торговать своей музыкой через Интернет
(в числе других известных воздержавшихся значатся, к примеру, Мадонна и Майкл Джексон). Не то чтобы они как-то особенно плохо относились к Интернету - просто требовалось слишком много юридических усилий, чтобы утрясти права на их разрозненные записи. Не все удалось решить:
сейчас скачать можно только те их альбомы, что выпущены после 1971 года. Права на раннее творчество принадлежат лейблу ABKCO, а его представители дали разрешение только на потоковое прослушивание. Это автоматически
означает, что знаменитую "Satisfaction" и прочие композиции, записанные до 1971 года, нельзя будет скачать и выжечь на CD - только прослушать,
не отходя от компьютера.
Разумеется, смелый шаг группы расценивается как важная победа над цифровым пиратством, и провозвестник того счастливого дня, когда бесплатной
музыки в Интернете не станет вовсе, зато любую популярную и не очень популярную песню, когда бы и кем бы она ни была выпущена, можно будет
незадорого скачать к себе на компьютер и делать с ней все что заблагорассудится. Согласно опросам такое положение дел вполне отвечает нуждам нынешних
слушателей, которые были бы не против заплатить сравнительно смешную сумму за понравившийся хит, но не готовы ради него покупать альбом,
набитый проходными вещами.
Другими словами, шоу-бизнес вернется к состоянию 40-50-х годов, когда основным музыкальным носителем был сингл - пластиночка с одной-двумя
песнями. (Сейчас синглы служат в основном рекламой альбома, выходят не очень оперативно и стоят вполне ощутимых денег.) Альбомы же в оффлайне
будут покупать только тех исполнителей, которые действительно мыслят альбомами - будь то канадские пост-рокеры или британцы Radiohead. Пример последних показателен: их новый альбом "Hail to The Thief" задолго до официального выхода появился в Интернете, что, однако, не помешало
ему занять первые места в хит-парадах по обе стороны Атлантики. Фанаты, скачавшие его заранее, потом все равно купили пластинку - потому что удовольствие от обладания куском пластика с правильным дизайном и прочими штуками ничем не заменишь. А вот исполнители, которых растят
на всевозможных фабриках звезд, закономерно будут продаваться в виде
mp3 - россыпью, со скидками и на вес.
И в этом есть кое-какая справедливость.